До сих пор в кругу автолюбителей шутят про женщин за рулем, но первое автомобильное путешествие в истории человечества совершила именно женщина! Однако ее супруг также не отставал – это он разработал первый автомобиль на бензине.
Эта "автомобильная" чета – Карл и Берта Бенц. Именно благодаря им появился Mercedes-Benz и вообще бензиновые автомобили в целом.
История Карла Бенца
Карл родился в 25 ноября 1844 года в немецком Мюльбурге. Своего отца он потерял в два года. Он был машинистом поезда и умер от простуды, полученной в открытой кабине поезда.
Карл же в 19 лет окончил факультет технической механики университета Карлсруэ. Следующие годы он работал механиком, инженером и конструктором на машиностроительных заводах.
В 1870-м году не стало его мамы. Тогда молодой человек потерял всяческую поддержку и решил начать свое дело – открыть механическую мастерскую со знакомым механиком Августом Риттером в Маннгейме.
Но и здесь его поджидала неудача: вскоре партнер Карла охладел к совместному бизнесу и отошел от дела, что означало крах для компании. А Карл Бенц вынашивал грандиозные планы: во-первых он мечтал создать двигатель внутреннего сгорания (это было модным в то время увлечением), а во-вторых, он давно вынашивал идею разработки некоего транспортного средства – самобеглой коляски, движение которой бы и обеспечивал такой мотор.
Решить все трудности ему помогла новая знакомая Берта Рингер, которая вскоре стала супругой Бенца.
Новое семейство Бенц и их мечта
23-летняя Цецилия Берта Рингер вышла замуж за Бенца в 1872 году и взяла его фамилию. Отец молодой жены плотник Карл Фридрих Рингер согласился помочь зятю в бизнесе, профинансировав его начинание.
Пока Берта занималась семьей – она родила пятерых детей –, Карл годами работал над своей мечтой. В итоге в канун 1879 года он создал простой по конструкции двухтактный одноцилиндровый мотор.
Несмотря на незаурядный ум главы семьи, у Бенцов были серьезные финансовые проблемы, так как разработка первого бензинового двигателя в истории требовала и времени, и денег. Несколько раз Карл готов был бросить свою мечту, но Берта повторяла:
«Не надо опускать руки, Карл, у тебя все получится. Надо идти вперед».
И она была права. В 1885 году Карл создал "самодвижущуюся косляку". У нее был одноцилиндровый двигатель с рабочим объемом 984 куб. см, мощностью 0,9 л.с., 400 об/мин. Двигатель Бенца был удивительно легким по тем временам: всего 69 кг, тогда как самые известные тогда "Доййц" достигали 660 кг.
Казалось, мечта семейства исполнилась – бензиновый двигатель и первый в истории автомобиль созданы. Однако это не вызвало никакого фурора – так относились к новшествам в те времена. На Карла и на его изобретение смотрели, как на чудака. Никто не понимал, зачем какие "самобеглые коляски", когда есть лошадь.
Тогда на помощь опять пришла Берта...
Первое автомобильное путешествие в истории
Берта, сама того не понимая, стала зачинательницей междугородных автомобильных поездок. 5 августа 1888 года она без ведома Карла взяла его "самобеглую коляску" и отправилась с двумя старшими сыновьями к родителям в Пфорцгейм.
Путь составлял почти 106 километров. На преодоление этого расстояния ушел почти целый день, так как скорость составляла всего 16 км/ч. Берте пришлось несколько раз останавливаться в аптеках, чтобы заправиться бензином, который там тогда продавали как чистящее средство лигроин. Также она заехала к кузнецу, чтобы починить цепь передач.
Бесстрашная и изобретательная Берта скупила весь лигроин в ближайших аптеках, прочистила шпилькой из своей прически засор в топливной трубке, соорудила новую "изоленту" из резиновой подвязки от своего чулка. При каждой остановке она устраивала собравшимся демонстрацию машины.
Приехав в пункт назначения, Берта сообщила мужу об успехе поездки по телеграмме. На следующий день она отправилась обратно в Манхейм.
«Первую дальнюю поездку совершили за моей спиной. У меня похитили мой автомобиль! Их было трое, действовали они согласованно и дружно. В мой автомобиль они были влюблены так же, как я сам. Но они требовали от него больше, чем я. Им хотелось убедиться в том, что мое изобретение открывает новую эру для любителей небольших путешествий. Они хотели испытать похищенный автомобиль, проехать на нем 180 км по неровной дороге. Компания с бродяжническими наклонностями состояла из моей жены и обоих сыновей», – рассказывал Карл.
Поездка привлекла много внимания, так как Берта встретила на пути много любопытных людей. Именно тогда люди начали понимать, что автомобиль – это не просто игрушка, а практичное и быстрое средство передвижения.
Карл мгновенно прославился и вскоре все захотели копию его автомобиль, что привело к многочисленным заказам. Берта же в поездке поняла, что нужно улучшить и предложила мужу добавить в коробку передач увеличение скорости, улучшить тормоза и установить топливный фильтр.
"Семейное счастье снова и снова придавало мне новую энергию, как вторая пружина, необходимая в творческой борьбе против постоянно возникающих препятствий", – писал после Карл в своих мемуарах.
Бизнес Бенцев
Вскоре Бенцу стали поступать заказы на его изобретение. К 1893 году он продал около 25 машин типа Motorwagen.
Фирма «Benz» вскоре добилась признания и популярности среди покупателей благодаря высоким спортивным результатам разрабатываемых ею автомобилей.
Финансовый кризис в Германии коснулся многих областей, в том числе и автомобилестроения. Чтобы пережить сложную экономическую ситуацию, 28 июня 1926 года компания Карла Бенца «Benz & Cie.» и DMG Даймлера объединились, образовав концерн «Daimler-Benz» (ныне Daimler AG), переименовав все свои автомобили в «Mercedes-Benz» в честь самой лучшей модели DMG 35-сильной «Mercedes» 1902 года выпуска, и в честь Карла Бенца.
Смерть
Карл Бенц умер 4 апреля 1929 года в Ладенбурге от последствий перенесенного воспаления легких. Берта Бенц намного пережила своего мужа и скончалась 5 мая 1944 года.
В честь пионера автомобилестроения был назван стадион футбольного клуба Вальдхоф (нем. Carl-Benz-Stadion). То же самое относится и к «Benz-Pass» – горному перевалу в Антарктиде.
В память о путешествии 1888 года Берты Бенц автомобильная трасса, которую она проехала, официально признана памятником немецкой технической истории и является туристическим объектом.
На основе биографий Карла и Берты Бенц в 2011 году режиссёр Тиль Эндеманн снял художественный фильм «Карл и Берта».
Бенц в Российской Империи
Существует легенда, что изделие Бенца стало первым автомобилем в Российской империи. Информация об этом была напечатана в Справочнике «Одесского автомобильного общества» в 1912 году. Официальные архивы Benz свидетельствуют о том, что первым автомобилем был Benz Velo, выпущенный 18 апреля 1912 года и поставленный неизвестному лицу в Москву.
Примечательно, что автомобиль этой же модели, но произведённый в 1895 году, стал образцом для первого русского автомобиля, созданного промышленниками Петром Фрезе и Евгением Яковлевым.
На автомобиле Benz-82-200 в 1913 году был установлен всероссийский рекорд скорости – 202,1 км/ч. До революции 1917 года этот рекорд никто не смог побить.
В Российской империи было два представительства Benz: в Санкт-Петербурге (Невский проспект, д. 21) и Одессе (ул. Ришельевская, д. 11). В 1916 году представительство в Санкт-Петербурге было закрыто.