Психолог из Нью-Йорка в 1931 году провел эксперимент. Его сын и детеныш шимпанзе росли вместе с младенчества. Что выяснил ученый во время эксперимента?
Уинтроп Келлог поставил эксперимент над собственным 10-месячным сыном Дональдом, которого растил вместе с детенышем шимпанзе по кличке Гуа. Келлога волновал вопрос, могут ли социализироваться так называемые дети-маугли, которые по каким-то причинам выросли в среде животных. Но подбросить ребенка к стае животных ученый, конечно, не мог, поэтому взял шимпанзе себе домой.
Так, в семье Келлогов появился детеныш шимпанзе по кличке Гуа, которому было семь месяцев. Его для эксперимента предоставил Йельский университет.
Привезя Гуа домой, Уинтроп одел его как сына и стал воспитывать одинаково. Участие в эксперименте принимала и супруга ученого. Шимпанзе и 10-месячный Дональд вместе ели и играли, ходили на прогулки и отдыхали.
Семья исследователей фиксировала, что Гуа развивается быстрее, но только в физическом плане: он соображает, как добыть печенье, подвешенное на веревке, ловчее орудует ложкой, открывает дверь и подражает взрослым. Так прошли полгода эксперимента. И они объяснялись просто: приматы развиваются быстрее в физическом плане, потому что половое созревание происходит быстрее, чем у человека. В четыре года - шимпанзе это половозрелая особь.
Когда сыну Келлогов Дональду было полтора года, эксперимент резко прервали, потому что стало ясно - не шимпанзе развивается по образу человека, а Дональд перестает впитывать новые навыки по примеру Гуа. Мальчик стал повторять звериные повадки и плохо говорить.
Таким образом Келлог пришел к выводу, что животное может стать подобным человеку, но до определенных пределов. Человек же при постоянном контакте с менее развитым существом, теряет стремление к развитию.
Через два года после окончания эксперимента Гуа умер в заповеднике от пневмонии. Судьба Дональда неизвестна. По одной из версий, он покончил с собой в 42 года.
В 2017 году группа ученых из Великобритании и США, изучающая подобные исследования, опубликовала статью в журнале «Animal Cognition». В ней говорилось, что большинство экспериментов, подобных тому, который проводил Келлог, — необъективны. Во-первых, из-за выборки. Даже в одном биологическом виде животные имеют разные интеллектуальные способности. Во-вторых, дети могут быть успешнее приматов, потому что с первого дня воспитываются в такой среде — наблюдают за поведением родителей и других людей, в то время как шимпанзе попадают в абсолютно новую атмосферу.