Возможно, вы слышали о том, что в Средние века понятия «детство» не было совершенно. Средневековые художники даже рисовать детей не умели: как ни тужились, всегда получался «маленький взрослый». Соответственно, детей приставляли «к делу» как можно раньше, как только мускулы позволяли делать хотя бы какую-нибудь работу, обычно в возрасте пяти-шести лет.
Например, в средневековой Германии была такая довольно распространённая детская профессия – «туалетный мальчик». Эту работу обычно поручали мальчикам лет семи-девяти, потому что тех, кто постарше и посильнее, можно и к более тяжёлой и осмысленной работе приставить.
В трактирах той поры не было туалетов. Вообще. Гостям побогаче ставили под кровать горшок (и взрослым тоже, да). А к услугам гостей победнее, в общей зале, был тот самый «туалетный ребёнок». Орудиями труда которого были ведро с крышкой и широкий плащ. По зову клиента нужно было подбежать, подставить ведро и прикрыть клиента плащом от окружающих, пока тот «делал свои дела» в то самое ведро.
«Фу-у-у!» – скажете вы. Правильно, фу. Но это только начало. Когда ведро наполнялось – думаете, его выливали?
Нет! В те времена моча считалась ценным сырьём, её использовали для стирки. И в античности, и в средневековье самым распространённым моющим средством был «природный аммиак», то есть перебродившая моча. Так что основными содержателями «туалетных детей» были прачечные! За полное ведро с мочой платили серебряный крейцер – в те годы весьма солидный заработок для бедной семьи, между прочим. В прачечных (какой там стоял запах, можете представить?) содержимое ведер выливали в чаны, давали закиснуть, а потом кидали туда грязное бельё.
Вы всё ещё думаете, что «туалетный мальчик» – это грязная работа? Тогда познакомьтесь: «прачечная девочка». В современной стиральной машине бельё движется внутри вращающегося барабана. А тогда для того, чтобы «природный аммиак» хорошенько вымыл жир и грязь, в чаны с мочой залезали те самые «прачечные девочки», и начинали методично, часы напролёт топтать бельё ногами.
Почему девочки? Потому что взрослым можно поручить гораздо более тяжёлую работу – стирку руками, выжимку, ну и – главное! – многократное полоскание отстиранного белья в воде (желательно проточной). Вы представляете себе, какая это адская работа – по нескольку раз промывать тяжеленные мокрые вещи зимой в ледяной проруби? Потом выжимать, потом снова промывать? Маленьких к этому делу не приставишь – они пускай пока в тёплой прачечной ножками бельё в чанах с «природным аммиаком» помнут, всё польза...
После промывания и полоскания бельё сушили, а в сушильнях между бельём ещё и вешали пучки разных душистых трав – вы уже догадываетесь, зачем?
«А мыло?» – спросите вы. Мыло и тогда знали, делали его из животного жира и золы. Воняло оно не слабее перебродившей мочи, а отмыливало и чистило – хуже. Так что – «не вариант».
Первые сорта ароматизированного, «вкусно пахнущего» мыла в Европе появились только в XIV веке, привозили их с востока, и стоили они баснословных денег.
«А горячая вода?» – опять же спросите вы. Да не вопрос! Только греть эту воду нужно было на дровах. А дрова в Европе стоили очень дорого – люди победнее свои дома топили хворостом, а не дровами! А совсем бедняки вовсе не топили, они, бывало, зимой замерзали в своих домах. Когда людям не хватает топлива на то, чтобы согреться самим – кто же будет это топливо тратить на стирку простыней? Ничего, постирают и в холодной...
Короче говоря, стирка долго оставалась профессией очень тяжёлой и крайне грязной. И облегчить этот труд хотели многие. Первый в мире патент на стиральную машину был выдан в Англии в 1691 году, ещё в XVII веке! По сути, это была обыкновенная бочка, внутри которой вращался барабан с приделанными «ногами». Вращали его обыкновенной рукояткой.
В наши дни при словах «химическая промышленность» и «химический завод» некоторые начинают возмущаться и вертеть носом – ой-ёй-ёй, это же «портит экологию», не вписывается в «зелёную повестку дня». Хорошо. Возьмите и попробуйте отстирать грязный носок «просто в воде», «горчицей». Удачи!
Марина Комарова