Убогая реализация или воля случая похоронила уйму перспективных стартапов. Но были и обратные ситуации, когда бесполезные и упоротые на первый взгляд продукты приносили создателям миллионы и покоряли сердечки пользователей.
Не буду писать длинное вступление. Лишь скажу, что постарался собрать действительно значимые и необычные случаи, демонстрирующие, что нет плохих идей, есть их никудышная реализация. При этом, я сразу исключил из списка:
- Явления, которые сложно назвать полноценным продуктом или стартапом, даже если они жестоко и безудержно вирусились. Например, здесь не будет всяких мемов вроде Grumpy Cat, хоть коммерциализация суровой котейки и принесла хозяйке миллионы долларов.
- Кикстартерские вундервафли. Потому что там полно недопродуктов, которые замусорили бы собой всю статью.
- Игры. У игр есть особые читы на вирусность, так что включать их в список будет не совсем честно.
Итак, теперь погнали.
Первопроходец. Миллионы баксов на странных людях (и немного на юморе)
Начнем с самого хрестоматийного примера. В середине 1970-х годов калифорнийский рекламщик Гэри Даль осознал три вещи:
- многие люди не любят домашних животных. Ну знаете, всяких собачек, кошечек и прочих черепашек в коробочке. Потому что от них грязь, шум, гам, суета и вообще это лишняя ответственность (а у некоторых вообще аллергия на шерсть)
- в мире ооочень много странных людей, а среди них у многих есть склонность что-нибудь коллекционировать
- зачастую это одни и те же люди.
Специально для подобной целевой аудитории Гэри выпустил свое ноу-хау - камня-питомца под брендом PetRock!
Интересно, Гэри Даль в этот момент понимает, что втирает людям какую-то дичь?
Идея пришла в голову Гэри, когда он в баре выслушивал, как его друг жалуется ему на свою непослушную собаку, за которой еще и весьма непросто ухаживать.
Хотя я в корне не согласен с другом Гэри (как можно не любить милых зверушек??), самому Гэри нужно отдать должно. Он зацепился за идею и проделал большую работу по ее превращению в коммерческий виральный продукт.
Были за копейки куплены обычные такие овальные камни с какого-то американского пляжа. После этого началась работа над позиционированием.
Во-первых, была продумана концепция. Для каждого камешка сделали специальную упаковку, напоминающую собачью переноску. По бокам даже проделали дырочки для вентиляции (ну чтобы "питомец" не задохнулся при транспортировке). К камню прилагалась инструкция, где помимо прочего указывалось, какие команды умеет выполнять питомец. Например, команду "катись" - без шуток, там так было написано.
Коробка с соломой и вентиляцией обеспечивала питомцу комфортную транспортировку по почте, а мануал в комплекте помогал с адаптацией в новой доме. Oh my... я правда это пишу?
Гэри Даль представил свой продукт в августе 1975, а уже к Рождеству он заработал несколько миллионов долларов.
Тем не менее, уже через несколько лет компания обанкротилась, потому что фаундер не подумал о стратегическом контроле. В итоге, PetRock не выдержал конкуренции с похожими продуктами, но с новыми фичами - например, персонализацией камня под запрос.
Стратегический контролем называют комплекс мер по защите своей бизнес-модели от конкурентов на длительный период времени. Например, это могут быть патенты, уникальные секретные ноу-хау (вроде рецепта Coca-Cola) или сложно воспроизводимые процессы.
В случае PetRock единственным рабочим вариантом, судя по всему, был патент на изобретение. Представили себе лицо чиновника патентного бюро, столкнувшегося с таким запросом?
Идейные последователи, но с картошкой вместо камней
Историей PetRock явно вдохновлялся 24-летний мобильный разработчик Алекс Крейг. Только вместо сложностей с уходом за питомцем он решил потроллить современные коммуникации.
В итоге получился стартап Potato Parcel, который за 9,99$ позволял пользователю отправить кому-нибудь картофелину с надписью не длиннее 140 символов. Ну то есть, буквально отправить на картошке среднестатистическое сообщение из соцсети. Ну или Твит, тут кому что ближе. Позже добавили премиальные клубни - например, за 14,99$ можно было изобразить на корнеплоде чье-нибудь лицо.
Весьма годная монетизация желания друзей потроллить друг друга абсурдными подарками.
Уже через год (2016 г.) компанию продали какому-то мелкому инвестору. Хотя компания не приносит очень много выручки (удивительно, да?), у нее есть стабильный доход и просто космическая маржинальность. Что совсем не мудрено, учитывая себестоимость их продукта.
Компания жива до сих пор и прекрасно себя чувствует. Вообще, это отличный пример грамотной работы с виральным но не очень долговечным продуктом. Компания раскрутилась на картофелинах, а сейчас предлагает целую линейку различных стебных и угарных подарков - гифтбоксы (в том числе с картофелем внутри, но не только), всякие смешные тортики и вполне себе обыденные мимимишные подарочные карточки. У них даже B2B направление есть на сайте. Не зря говорят, что корпораты - лучшие клиенты!
Уютный уголок для токсиков
Кто только не пытался сделать убийцу Tinder, Badoo и Hinge (получилось, прямо скажем, не очень). А вот в отдельных нишах индустрии онлайн-знакомств есть много разных любопытных образчиков.
Если копнуть, то найдутся: дейтинг для фермеров, для евреев, и даже для клоунов и для призраков (wat?), как и много других приложений для определенной "ниши икс". Но одно приложение сильно выделяется на общем фоне. Отличается оно тем, что подбирает пару на базе... ненависти.
Нет, не ненависти друг к другу, это было бы совсем странно (хотя, что-то в этом есть, да?), а на основе общих негативных чувств к каким-то людям, вещам или явлениям.
Приложение называется Hater. После регистрации пользователю предлагается просвайпать несколько тематик, которые ему подкидывает алгоритм. Допустим, узкие галстуки, пешие походы или Канье Уэста. Свайп влево, если любите или относитесь нейтрально, свайп вправо - если терпеть не можете. Далее приложение показывает находящихся рядом с вами людей, которые ненавидят то же самое, что и вы.
Брендан Альпер ушел из Goldman Sachs, чтобы стать комиком. Изначально Hater был просто кеком из его стендапа, где он прожаривал дейтинговые сервисы. Однако, посмотрев на реакцию зрителей, Альпер понял, что нужно запускать.
Hater запустился в 2017 году и сразу же поднял более 1 млн $ венчурных инвестиций. Уже в первый год приложение скачали более 1 млн раз. Вот уж действительно - пранк вышел из под контроля!
Кстати говоря, сам фаундер не уставал подчеркивать, что его приложение создано для поиска родственных душ и веселого времяпрепровождения, а не для ненависти и травли. Но это он пусть инвестфондам затирает, мы-то все понимаем :)
Эх, не зря все-таки Альпер работал в Голдман Сакс, там он точно познал все грани ненависти и токсичности.
С миру по пикселю
Один из двух моих любимых кейсов. Любимый - потому что по своему гениальный.
Скажите честно, вас хоть посещала мысль а-ля "вот бы все люди дали бы мне по 1 копейке, им бы ничего это не стоило, а я бы стал миллионером". Так вот, когда в 2005 году студенту бизнес-школы Ноттингемского университета Алексу Тью нужно было гасить студенческий кредит, ему тоже пришла в голову подобная мысль.
И он придумал, когда можно ее воплотить в жизнь.
Он зарегистрировал вебсайт, на котором было полотно размером 1000х1000 пикселей. Он назвал сайт The Million Dollar Homepage, и стал продавать каждый пиксель по 1 доллару. Распродавать места на сайте решили блоками минимум по 100х100 пикселей (иначе страница превратится в месиво, в котором логотипов компаний не будет видно). Также в каждый блок можно было вставить гиперссылку на сайт.
Вот так выглядел сайт в 2005 г. Если присмотреться, то можно найти логотипы весьма солидных корпораций.
Million Dollar Homepage быстро стала вирусной. Уже к концу года все места на сайте были выкуплены. Глядя на такой неожиданно ажиотажный спрос, Алекс Тью решил выставить последние 1000 пикселей на аукцион на Ebay. В итоге он заработал 1 млн долларов + 38 тыс. долларов с финального аукциона. Затраты же составили 50 евро на регистрацию домена и какие-то сущие копейки на поддержание страницы.
Многие эксперты и журналисты критиковали идею - мол, "кому нужен сайт, сплошь состоящий из рекламы?". Другие же отмечали, что именно это и делает идею гениальной. Пожалуй, соглашусь со вторыми.
P.S. Создатель Million Dollar Homepage наверно жалеет, что в то время еще не существовало NFT. С другой стороны, зачем ему о чем-то жалеть, ведь он на ровном месте срубил более миллиона баксов. Можно я тоже, пожалуйста, о таком пожалею?
Кстати, Алекс Тью впоследствии создал Calm - суперуспешное и популярное приложение для медитаций. Так что, полагаю, пиксельная страничка выстрелила не просто так.
Самый функциональный мессенджер
Пожалуй, мой любимый пример.
Помню, лет 7-8 назад мы с друзьями словили с него неиллюзорных кеков. Я ещё тогда думал: "Почему это придумал не я?". Вероятно, вы тоже про него слышали.
Итак. В 2014 году один из клиентов пришел к израильскому разработчику Ору Арбелю и попросил быстро накодить простенький инструмент, который позволил бы ему легко пингануть своего личного ассистента.
Через 8 часов было готово приложение Yo.
У приложения была всего одна функция. Можно было отправлять вашим "контактам" из него слово "Yo", которое отображалась на экране смартфона в виде уведомления. Еще можно было настроить звуковой эффект, тогда уведомление сопровождалось словом Yo, произнесенным весьма упоротым голосом. Полное погружение, так сказать.
Вот поистине гениальный продукт, а не эти ваши чаты-джипити.
Yo невероятно быстро стало хитом AppStore. Количество скачиваний перевалило за миллион за пару месяцев, фаундер смог привлечь несколько миллионных раундов инвестиций, а в 2016 г. Yo и вовсе висело на 4-м месте всего AppStore.
Стоит сказать, что помимо безусловно привлекающей абсурдности, функционал Yo иногда все же имел рациональное зерно пользы. Многие пользователи отмечали, что это весьма удобный способ ненавязчиво напомнить о себе человеку, при этом не ломая голову над содержанием сообщения.
Более того, в какой-то момент разработчик решил расширять функционал и внедрять новые фичи. Например, отправлять геолокации, хэштеги и ссылки на сайты. Такой функционал стал пользоваться спросом у блогеров - например, они рассылали подписчикам уведомления со ссылкой на новое видео. Также Yo запустила API, так что некоторые компании стали интегрировать функционал в свои системы. Например, во время Чемпионата мира по футболу 2014 года организатор кидал "Йоу" болельщикам, когда забивался очередной гол. А американский FedEx решим таким способом сообщать, что посылка доставлена клиенту.
А еще поговаривают, что разработчик встроил в Yo функционал оповещения об угрозе ракетных обстрелов. Приложение ведь все-таки израильское.
P.S. Также есть похожее приложение, которое вместо "Yo" присылает "Hodor". Ну а что, почему нет?
Бонус - два мобильных приложения, которые я обязан здесь упомянуть
Не могу сказать, что они прям стали какими-то суперуспешными продуктами, но мне очень хочется про них рассказать, потому что в свое время они довольно громко прогремели в сети.
Первое - Take Me To Heaven. Приложение считает секунды. в течение которых смартфон находится в подброшенном состоянии. Да-да, вы правильно поняли. Идея в том, чтобы соревноваться с друзьями, кто подбросит свой телефон выше всех. Причем приложение было умное - засчитывалось именно швыряние телефона вверх. При бросании же, например, с крыши здания высвечивался error (вот же "игроки" наверно обламывались...).
Особо отбитые умельцы даже мастерили специальные катапульты - чтобы не оставить соперникам шансов, так сказать.
Приложение создали не просто так, а "в знак протеста против бессмысленных покупок дорогущих смартфонов ради понтов". Так заявлял сам разработчик, но мы то понимаем, что он просто хотел срубить легких денег на вирусной аппке.
Само собой, многие пользователи быстренько попрощались со своими гаджетами, после чего побежали жаловаться на гадкое приложение Apple и Google.
Apple его сразу же снес, а вот Google оставил.
В итоге приложение получило статус культового, приобретя небольшую группу преданных поклонников.
Можете глянуть ролик, где чувак пытается поставить рекорд в этой, скажем так, игре. Там довольно забавно.
Второе - I Am Rich. Это платное приложение стоимостью 999,99$ (вероятно, одно из самых дорогих приложений для Айфона ever). А делает оно... в общем-то, ничего. Оно просто показывает на экране какой-то красный драгоценный камень (довольно уродский, кстати), при нажатии на который на экране появляется аффирмация, гениальности которой позавидуют самые отъявленные инфоцыгане:
I am rich
I deserv it (именно deserv, не deserve)
I am good,
healthy & successful
Продержалось это приложение недолго. Несколько пользователей кинули репорт администрации AppStore - мол, они случайно нажали кнопку купить, после чего немного офигели со списанной суммы денег. AppStore согласился, что в приложении больше скама, чем юмора, после чего его удалил.
Само собой, I'm Rich быстро стало мемом и тоже приобрело статус культового (ну, в каком-то плане).
Поговаривают, что тем дешевле устройство, тем гармоничней на нем смотрится приложение I Am Rich. А если экран раздолбан в хлам, то вообще красота!
Позже, уже в универе, я узнал про эффект Вэблена и понял, что приложение I Am Rich было его абсурдным гипертрофированным воплощением.
Кстати, у меня в то время был третий джейлбрейкнутый Айфон, на который я скачал это приложение абсолютно бесплатно. Выкусите, скамеры!
Мораль
Любая абсурдная хрень может взлететь, если она удовлетворяет какую-то потребность пользователя, лечит его боль. Или же позволяет хорошенько повеселиться и эффективно стимулирует рассказать об этом друзьям.
Это работает для всех отраслей, рынков и времен.
Кстати, прямо сейчас в связи с AI-революцией появится много новых подходов, бизнес-моделей и инструментов. Вполне вероятно, что это откроет окошко для вирусного хайпа, в том числе на чем-нибудь абсурдном и бессмысленном на первый взгляд.
Автор: Алексей Подклетнов