Как выяснил «КоммерсантЪ», схема помощи предполагает закупку белорусского дизтоплива по высоким ценам российским «Промсырьеимпортом», а затем продажу на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевая бирже с последующей бюджетной компенсацией понесенных убытков.
Суть демпферного механизма, который применяется для российских НПЗ, в том, что они получают 65% от разницы между экспортной ценой и фиксированной внутренней ценой топлива.
Поставки межсезонного топлива с белорусских НПЗ в Россию возобновились 10 октября, а до этого были сведены к минимуму из-за убыточности. Сейчас их объемы тоже довольно скромные: около 8,5 тыс. тонн на 24 октября, что составляет примерно 3% от общего объема поставок дизтоплива за эти дни. Но в случае возможного дефицита морозостойких сортов дополнительные поставки позволят избежать роста цен на них.
Для белорусских предприятий поддержка своевременная: ранее они обеспечивали 45% импорта бензина и 37% импорта дизтоплива на территорию Украины.
Кроме того, Минск и Москва урегулировали вопрос о налоговом маневре в нефтяной сфере: Беларусь вернет примерно 1,7 млрд белорусских рублей за счет обратного акциза.