Возможно, самые успешные люди – просто самые везучие! Собрали советы для тренировки удачливости из книги The Serendipity Mindset преподавателя программ лидерства в Нью-Йоркском университете и Лондонской школы экономики Кристиана Буша.
Представьте двух людей. Один уверен: фортуна обычно на его стороне. Другой считает себя неудачливым. Оба ходят в одно и то же кафе рядом с работой. Вот что с ними там происходит.
Везучий человек обнаруживает на пороге банкноту, а когда заходит внутрь, решает заговорить с человеком за соседним столиком. Тот оказывается успешным предпринимателем. У них завязывается разговор о бизнесе. Человек возвращается домой с мыслью, что ему сегодня определенно повезло: за каких-то полчаса он приобрел и немного денег, и нового знакомого со связями.
Что насчет человека неудачливого? После работы он зашел в кафе, выпил там чашку кофе и отправился домой. Денег он не нашел, ни с кем не познакомился. Его день прошел не плохо – просто так же, как и всегда.
Эта история – реальный эксперимент британской телекомпании BBC. Участники съемочной группы попросили двух людей сходить в одно и то же кафе, в обоих случаях положили на порог деньги и наняли актера, который изображал бизнесмена. Шансы были равны. Но сказать «Я удачно зашел в кафе» смог бы только один.
Почему одним везет, а другим – нет? Иногда удача – случайность. Выигрыш в лотерее, например. Но эксперимент BBC показывает: «везение» порой зависит не от внешних обстоятельств, а от того, как настроен наш взгляд на мир. Удачливый герой заметил возможности (деньги, интересный человек в кафе) и воспользовался ими, чтобы создать еще одну возможность (знакомство). Неудачливый – даже не разглядел шанс. Оба подтвердили изначальное мнение о своей удачливости. Значит, люди, которые считают себя везучими, каким-то образом притягивают удачу. А думающие о себе как о неудачливых – наоборот, отталкивают?
Что мешает быть удачливыми?
Помните историю изобретения пенициллина? Александр Флеминг просто забыл в лабораторной чашке бактериальные культуры, появившаяся плесень выделила вещество, которое убивало бактерии. Слепо ли ему улыбнулась удача? Другой ученый выкинул бы заплесневевшую жидкость. Но Флеминг был скорее похож на удачливого героя BBC, чем на неудачливого. Объединяет их качество, которое иногда называют серенди́пностью, или интуитивной прозорливостью.
Лучше всего суть серендипности передает определение преподавателя программ лидерства в Нью-Йоркском университете Кристиана Буша: «везение, которое создаем мы сами». Быть интуитивно прозорливым – значит:
- быть внимательным и замечать неожиданное;
- осмыслять неожиданное так, чтобы понимать, как использовать его в своих интересах;
- быть достаточно решительным, чтобы действовать.
Кажется, формула проста. Но претворить ее в жизнь и стать наконец-то удачливыми мешают укоренившиеся убеждения и некоторые когнитивные искажения. Буш перечисляет три:
Недооценка неожиданного. Мир хаотичен, но мы предпочитаем думать, что все идет по плану. Допустим, вам предстоит собеседование по Zoom. Помешать может сломавшийся микрофон или пролитый на ноутбук чай. Если в день Х вы предусмотрительно проверите технику и будете завтракать вдали от компьютера, все пройдет как надо. А на случай непредвиденных обстоятельств у опытных спикеров всегда заготовлена шутка. Работает и в обратную сторону: в том же разговоре по Zoom вполне могут образоваться какие-то удачные для вас моменты (собеседник затронет тему, в которой вы прекрасно разбираетесь) – нужно быть открытым к таким возможностям.
Предвзятость ретроспективного взгляда. Постфактум мы видим прошлое как череду предсказуемых событий – и не замечаем случайности, которые способствовали успеху. В результате не пользуемся ими в будущем. Уметь анализировать роль случайностей – важный навык, но о нем – чуть ниже.
Функциональная неподвижность. Это привычка использовать инструменты, вещи и обстоятельства так же, как раньше. Классический пример – знаменитый тест на креативность Карла Дункера. Представьте: у вас есть свеча, спичечный коробок и коробка с канцелярскими кнопками. Задача – прикрепить свечу к стене так, чтобы воск не капал на стол и не пачкал стены. Если побороть функциональную неподвижность не получится, вы не догадаетесь опустошить спичечный коробок, закрепить его на стене кнопками и поставить на образовавшуюся «полку» свечу.
Как тренировать удачливость?
Кристиан Буш считает, что интуитивная прозорливость – навык. Его можно развить так же, как и любой другой. Вот несколько методов, которые для этого пригодятся.
I. Исследовать удачи и провалы
Буш советует завести простенький дневник: делите страницу на две части, заводите таймер на две минуты. В первую колонку заносите в конце дня события, которые привели к положительным результатам. Во вторую – те, что никак не повлияли на вас или оказались неприятными. Записи – отправная точка для размышлений. Подумайте: какие действия и события привели к успеху? Какие оказались неэффективными или даже вызвали стресс?
Рано или поздно вы начнете замечать закономерности. Иногда к неприятным событиям приводят когнитивные искажения. А бывает, что удачливым мешают мелочи. Неоплаченные счета, перегоревшая лампочка, боль, с которой вы никак не дойдете до врача, – все это отнимает когнитивные, эмоциональные и физические силы. Уберите их – и появится пространство для развития мускулов интуиции.
II. Практиковать благодарность
Чтобы разглядеть в окружающем мире возможности, нужно как минимум относиться к нему доброжелательно. Один из способов развить это чувство – дневник благодарности. Идея в том, чтобы каждый день составлять небольшой список всего, за что вы благодарны. Можно структурировать записи как Bullet Journal (вот инструкция). Эксперимент американских социологов показывает: через 10 недель удовлетворенность жизнью существенно увеличивается.
Замечая позитивные события, мы становимся более оптимистичны. А оптимизм меняет восприятие себя и реальности. Люди чаще выигрывают в гольф, если считают, что у них в руках счастливый мяч. Вспоминают больше на экзаменах, если берут талисман на удачу, потому что он дает чувство контроля, снижают беспокойство и повышает концентрацию.
III. Дать себе больше свободного времени
Интуиция – не пассивна. Нельзя стать открытым и готовым к неожиданному, пока внимание занято делами и лентой в соцсетях. Позволяйте мыслям иногда свободно блуждать. Ум выдаст более творческое решение – доказано исследованиями. Кристиан Буш рекомендует даже заносить такие «встречи с собой» в календарь – наравне с бизнес-встречами.
IV. Развивать внимательность
Оторвитесь от телефона и обращайте чаще внимание на улицу или людей в метро. Интуиция идет рука об руку с наблюдательностью: мозг получает больше информации – и видит больше возможностей.
V. Расставить ловушки для удачи
Кристиан Буш предлагает ловить удачу на «крючки» – то есть говорить с людьми так, чтобы быстро их «зацепить» и повысить шансы, что собеседники вас запомнят и захотят продолжить знакомство.
Допустим, вас спросят: «Чем вы занимаетесь?» Вы можете назвать должность и компанию. Или сказать: «Я люблю объединять людей, работаю в сфере образования, недавно начал думать о философии, но что мне действительно нравится, так это игра на фортепиано». В этом коротком высказывании целых четыре «крючка»: страсть (объединять людей), призвание (образование), интерес (философия) и хобби (игра на фортепиано). Шансов, что между вами и собеседником найдется нечто общее и вы разговоритесь, гораздо больше, чем если бы вы ответили на вопрос формально. Возможно, разговор превратится в предложение работы или дружбу – кто знает?
Стоит не только расставлять «крючки», но и помогать собеседнику их использовать. Для этого можно задавать такие вопросы, которые не ставят его в тупик и подразумевают подробный ответ. Вы как бы даете подсказки, чем вас зацепить. «Что вы сейчас делаете?» – не самый удачный вопрос для того, с кем вы только что познакомились на виртуальной конференции. «Что вас больше всего интересует сейчас / на конференции?» – уже лучше.
VI. Создавать удачные ситуации
Необязательно пассивно ждать шанса, когда пригодятся «крючки» для удачи. Лучше создавать возможности самому. Например, вы можете отправлять благодарственные сообщения людям, чья деятельность вам нравится. Вы удивитесь, как часто вам будут отвечать. А даже если не ответят, вы ничем не рискуете: скорее всего, через минуту адресат о нем забудет. Ходите на конференции, пригласите на кофе коллегу из соседнего отдела. Некоторые компании сами стараются стимулировать подобные случайные и неформальные взаимодействия, создавая пространства и мероприятия так, чтобы люди из разного контекста сталкивались и обменивались опытом.
Лидия Лобынцева