
Мёд умеют накапливать не только пчелы, но и некоторые муравьи!
Медовые муравьи накапливают сахара в жидком виде в брюшке. Отвечает за накопление меда определенная каста рабочих муравьев.
Каста рабочих медоносов живет вполне неплохо. Другие рабочие муравьи приносят им пищу и откармливают их, чтобы те копили ценную сладкую жидкость. Накопив запасы, рабочий-медонос щедро делится ими с окружающими. Особенно быстро на меде растут молодые муравьи.
Хранится такой мед в брюшке, которое раздувается до размеров виноградины. Другой муравей может по нему ударить, и тогда для него выделиться часть меда. Муравей прикрепляется к стене и зависает в таком состоянии, пока другие муравьи питаются медом. Сам выходить за пределы муравейника такой откормленный муравей не в состоянии.
Это любопытный механизм выживания муравьев в суровых условиях засушливых пустынь в Мексике, Австралии и на западе США. Пищи здесь остро не хватает, поэтому и выручают запасы, одновременно и углеводов, и жидкости.
Сахар для меда муравьи добывают из источников в зависимости от места проживания. Любимый источник углеводов медовых муравьев в Австралии – нектар местной акации безжилковой. Именно на нее приходится основной запас нектара для мёда. Мексиканские любят юкку – кустарник семейства спаржевых, а североамериканские муравьи пьют сок дуба. Медовые муравьи также окучивают местную тлю, которая выделяет излишки сахара.
На касту муравьев-медоносов приходится от 20 до 45% популяции муравейника. Количество варьируется в зависимости от дефицита пищи и сезона. Мед этих муравьев вполне съедобен. В Австралии медоносные муравьи – популярное блюдо.
В том, что некоторые муравьи способны делать мед нет ничего удивительного. Муравьи, по человеческим меркам – двоюродные родственники пчел. Поэтому неудивительно, что некоторые из них используют тот же механизм создания запасов. Муравьи и пчелы в свое время произошли от ос, а затем стали социальными насекомыми.