Дикий Запад не принято считать еврейским местом жительства, но евреи жили там и оставили свой след.
Опрос 1878 года, проведенный Союзом американских еврейских общин – единственная подобная перепись в ту эпоху – показал, что в Соединенных Штатах тогда жили 230 257 евреев, в том числе 21 465 в 11 западных штатах и на территориях. Некоторые историки считают, что фактическое количество евреев на Западе было даже больше.
Еврейская невеста в Санта-Фе
В 1874 году жительница Нью-Йорка Флора Лангерман вышла замуж за еврея немецкого происхождения Вилли Шпигельберга. Они провели медовый месяц в поездке в свой новый дом в Нью-Мексико. Когда молодожены регистрировались в городском отеле Лас-Анимаса, то «около двухсот ковбоев, только что вернувшихся с облавы и, естественно, вооруженных до зубов, встали как один человек и, сняв сомбреро, буквально заревели». Они приветствовали и подбадривали Флору так, что стропила стали трястись.
«Здравствуйте, леди, мы рады вас видеть», – кричали они.
Это говорили серьезно, так как Флора была первой женщиной, которую они увидели за последние месяцы.
Вскоре Флора обосновалась в Санта-Фе, открыв в своем доме еврейскую школу для восьми городских еврейских детей. Ее муж Вилли Шпигельман стал первым мэром Санта-Фе в 1884 году.
Освобождение рабов и усыновление индейцев
В мемуарах Флора записала случай из жизни своей невестки Бетти Шпигельберг, одной из немногих европейских женщин (и единственной еврейки), живших в Санта-Фе во время Гражданской войны.
Однажды утром Бетти услышала плач женщины под окном своей спальни. Это оказалась рабыня по имени Эмили, похищенная солдатами Конфедерации. Бетти «вымыла и накормила Эмили, дала ей чистую одежду, а затем послала за доктором».
Шпигельберги купили свободу Эмили, а также еще одному похищенному рабу. Вскоре после этого они помогли двум другим пленникам – маленьким индейцам, осиротевшим брату и сестре. Бетти и ее муж Леви усыновили их и воспитали их как собственных детей.
Еврей среди сиу
Еврей Юлиус Мейер в 1860-х годах торговал с индейскими племенами на территории современной Небраски. Говорят, что в 1867-м Мейер охотился на бизонов, когда его схватили индейцы сиу. Мейер жил с сиу несколько лет, изучив их язык в дополнение к пяти другим индейским языкам.
Он был известен как «кудрявый белый вождь с одним языком» («один язык» означало честность), а в конце концов стал переводчиком с индейского в Конгрессе.
Еврейский индейский вождь
Многие еврейские купцы установили связи с местными индейскими племенами. Мозес Барух владел аптекой в Пендлтоне, штат Орегон, был известен своей тесной дружбой с местными индейцами, выучил их язык и выступал в племени советником и переводчиком.
Соломон Бибо дружил в Санта-Фе с местными индейцами и в конце концов сам стал вождем. Бибо родился в Германии в традиционной еврейской семье; его отец был кантором. В 1869 году Соломон и его братья отправились в Новый Свет. Соломон начал торговать с племенем акома и настолько сблизился с ними, что защищал их в имущественных спорах с федеральным правительством. Женившись на женщине акома, в 1885 году он стал вождем племени акома и провел ряд реформ: убедил акома основать поселение в более удобном месте, внедрил современное ведение сельского хозяйства и открыл школу. Затем он перевез семью в Сан-Франциско, чтобы жить в еврейской среде и дать детям больше информации о еврейской жизни.
Изобретение синих джинсов
Когда в 1848 году в Калифорнии обнаружили золото, что вызвало золотую лихорадку, в штат хлынули искатели приключений со всего мира. Лейб Штраус, еврей немецкого происхождения, оставил семейный швейный бизнес в Нью-Йорке и отправился в Сан-Франциско в 1853 году, чтобы торговать с золотоискателями. Он сменил имя на Леви и открыл магазин галантерейных товаров Levi Strauss & Co., в котором продавали все необходимое: одежду, палатки, инструменты.
В 1872 году портной из Рено, штат Невада, Джейкоб Дэвис, описал Штраусу метод усиления брюк металлическими заклепками. Они вместе зарегистрировали патент и начали производство грубых хлопчатобумажных брюк, усиленных медными заклепками в местах напряжения. Это и были первые синие джинсы.
Леви активно работал в первой синагоге Сан-Франциско и во множестве других общественных учреждений. Он умер в 1902 году, а в завещании выделил ряд учреждений: Тихоокеанский приют и дом для еврейских сирот, Еврейский совет помощи и 28 стипендий Калифорнийскому университету в Беркли.
Еврейская девушка в коррале «О-кей»
Одна из самых известный перестрелок на Диком Западе произошла 26 октября 1881 года. Братья-бандиты Клэнтоны с компанией столкнулась с местными бизнесменами и шерифами братьями Эрп.
«Услышав шум возле ранчо, не возвращаясь за головным убором, я выбежала наружу и помчалась к месту перестрелки, в которой погибли трое мужчин. Уайетт Эрп увидел меня… Моей единственной мыслью, было: «Боже мой, на мне нет чепца. Что он подумает?», – рассказывала после еврейка Джозефина Сара Маркус, сбежавшая с театральной труппой на Запад ради приключений в Калифорнии и Аризоне, позже вышедшая замуж за Уайетта Эрпа.
Уайетт и Джозефина были женаты 50 лет. Несмотря на то, что он не был евреем, Уайетт похоронен на еврейском кладбище в штате Калифорния, где у семьи Джозефины был участок земли.
Джим Леви, еврейский стрелок
Родители Джима Леви, родившегося в Ирландии в 1842 году, отправились в Новый Свет и оказались в Неваде, где юный Джим работал шахтером. Однако в 1871 году он нашел себе новое призвание: вмешавшись в уличную драку, вызвал на дуэль местного дебошира и победил.
Вскоре он стал профессиональным игроком и стрелком на Диком Западе, участвовал примерно в 16 перестрелках. 5 июня 1882 года Леви выпивал и играл в азартные игры в салуне в Тусоне, и когда выходил оттуда, местный соперник устроил засаду и застрелил Леви.
Кладбище Бут-Хилл
Старое кладбище в Томбстоуне, штат Аризона, было названо «Бут-Хилл», так как многие из его жителей, стрелки, были похоронены в тех же ботинках, в которых умерли. Несмотря на такие нравы, в городе проживало достаточно евреев, чтобы в 1881 году была основана Еврейская ассоциация Томбстоуна и возникла еврейская часть кладбища.
В 1982 году местный историк пригласил приезжего экономиста Исраэля Рубина совершить поездку по заброшенному еврейскому захоронению вместе с лидером местной общины, судьей К. Лоуренсом Уэртой, индейцем яки из Тусона. Рубин на месте прочитал Кадиш, и судья Уэрта был так тронут, что решил восстановить еврейскую част Бут-Хилла. Она была повторно освящена в 1984 году, и среди могил первых еврейских поселенцев Аризоны сейчас находится чаша с землей из Иерусалима.
Молитва в прериях
Начальник станции дилижансов в Санта-Фе в 1870-х годах рассказал Флоре Шпигельберг историю. Прибыла группа из четырех пассажиров дилижанса: трое американцев и один немец. Начальник станции заметил группу приближающихся к станции индейцев, и крикнул пассажирам, чтобы они возвращались в дилижанс. Американцы побежали, но немецкого пассажира нигде не было.
Заглянув за бревенчатый домик, начальник станции увидел пассажира-немца, тихо молившегося на иврите, в кипе и «молитвенном платке». Он спокойно сказал: «Добрые друзья, доверьтесь Богу, и Он благополучно доставит вас до конца пути». Индейцы не напали, и дилижанс благополучно уехал.
Автор: Мария Якубович
Ранее мы рассказывали, как в США убивали бизонов охота ради уничтожения индейцев.