Примерно пятая часть людей в возрасте от 16 до 65 лет показывают в тестах по математике и чтению результаты на уровне начальной школы.
К таким результатам пришли ученые в ходе исследования Организации экономического сотрудничества и развития. В 2023 году навыки взрослых людей проверили в 31 стране мира с помощью опроса 160 тысяч человек по фундаментальным навыкам для личного, экономического и общественного развития. Это грамотность, счетоводство и навыки адаптивного решения проблем.
Выяснилось, что взрослые с трудом решают задачки по математике, рассчитанные для 10-летних детей. Причем за последние 10 лет ситуация ухудшилась: взрослые во многих регионах стали менее грамотными. Такую статистику можно отследить, так как исследование навыков взрослых проводят каждые 10 лет, чтобы оценить, обладают ли взрослые навыками, необходимыми для того, чтобы удержаться на работе, участвовать в общественной жизни и в целом преуспевать в реальном мире.
Задания в тестах обычно простые. Например, ученые выясняют, насколько хорошо люди могут понять предупреждения на обратной стороне упаковки аспирина или рассчитать, сколько обоев нужно для оклейки комнаты. Следующий уровень сложности – это насколько хорошо люди могут сделать обоснованные выводы на основе анализа и диаграмм в популярном журнале о текущих событиях.
При последнем тестировании многие взрослые в Чили, Италии, Польше и Португалии не смогли решить задачи на двух последних уровнях. Почти 50% чилийцев не смогли набрать достаточно баллов, чтобы попасть в последние две категории и по математике, и по чтению. При этом среди японцев таких взрослых было всего 8%.
Хуже всего обстоит ситуация с грамотностью. Стран, где взрослые ухудшили свои навыки, больше, чем тех, где у людей есть значительный прогресс. Причем людей, получающих высшее образование, становится все больше.
Ученых пугает такая тенденция, так как за последние 10 лет люди стали заметно глупее. 20% людей демонстрируют навыки чтения и математики на уровне начальной школы, а грамотность молодежи снижается. В половине стран ситуация критическая: четверть взрослых отстают по навыкам от десятилетних детей. Причем между взрослыми появляется значительный разрыв в эрудиции и навыках: люди с высокой квалификацией стали еще умнее, а с низкой – значительно «поглупели».